haru_no_ame: (Default)
[personal profile] haru_no_ame
Абхазская сказка


Зап. в 1937 г. в сел. Псху Сухумского р-на К. Шакрыл со слов К. Яхя. РФАИЯЛИ (Рукописный фонд Абхазского института языка, литера­туры и истории им. Д. И. Гулиа АН Груз. ССР), ф. 2, оп. 56, д. 1, стр. 1.

Однажды какой-то плотник пустился странствовать. Шел оп, шел по дороге, и вот встретился ему портной.
— Куда едешь? — спросил портной.
— Странствую! — ответил плотник.
— Будем товарищами, я тоже странствую! — сказал портной.
— Хорошо! — согласился плотник.
Поговорили они так и пошли вместе. Навстречу им золотых дел мастер.
— Куда идете? — спросил он.
— Куда же нам идти? Странствуем! — ответили плотник и портной.
— Я тоже странник, так будем товарищами! — сказал золотых дел мастер.
— Очень хорошо! — ответили они.
Дальше пошли все вместе.
Шли, шли они, и вот повстречался им мулла.
— Куда идете? — спросил мулла.
— Как видишь, странствуем! — ответили все.
— Я тоже странник, будем товарищами! — сказал мулла, и они пошли все вместе. Шли они так по дороге, разговаривали, пока в пути не застала их ночь.
На ночь они остановились в лесу, в стороне от дороги, и решили по очереди нести караул. Каждый должен был стоять на страже по четыре часа. Бросили жребий, чтобы узнать, кому сторожить первым и кто будет следующий. Караулить первому выпало плотнику, второму — портному, третьему — золотых дел мастеру, а четвертым по жребию должен был сторожить мулла.
Вот стал караулить плотник. Все уснули, и плотник заскучал. Он отошел в сторону, срубил дерево и вырезал из него фигуру девушки. Девушка была как живая. Плотник поставил ее на ноги. За это время истекли его четыре часа, он разбудил портного, а сам улегся спать.
Оглянулся портной по сторонам, смотрит — стоит голая девушка. Портной подумал: «Не обманывают ли меня глаза? Откуда эта девушка явилась в полночь?!» Он обрадовался, быстро встал и подбежал к девушке. Но это была не девушка, а дерево.
— Хай! Прокляни его Аллах! Это сделал плотник, — сказал портной. Ему стало стыдно, он вернулся обратно, сел и задумался: «Плотник сделал эту фигуру. Дай-ка я ее одену!»
Портной сшил красивое женское платье и нарядил девушку. За это время истекли его четыре часа, он толкнул мастера золотых дел, разбудил его, а сам улегся спать.
Мастер золотых дел сел, оглянулся по сторонам. Смотрит — неподалеку от них стоит стройная девушка.
«Не во сне ли я это вижу?» — подумал золотых дел мастер. Не веря своим глазам, он встал, зажег спичку и подошел к девушке. Но, оказывается, это была деревянная девушка.
— Хай, проклятые! Напрасно я обрадовался! — сказал мастер, вернулся обратно, сел на свое место и задумался: «Видно, плотник сделал из дерева эту девушку, а портной одел ее. Теперь я сделаю ей золотые украшения».
Как он сказал, так и сделал: смастерил все золотые украшения, какие обычно носят девушки, начиная с золотого пояса, и надел на деревянную фигуру. Тут истекли и его четыре часа, мастер толкнул муллу, разбудил его, а сам улегся спать.
Мулла спросонья тер глаза, накопед проснулся совсем, оглянулся по сторонам, смотрит — недалеко стоит стройная девушка, вся в золотых украшениях. Мулле показалось, что девушка манила его рукой, мало того, ему показалось, что она даже подмигнула ему!
— Хайт! — воскликнул мулла. — Черт надо мной шутит, что ли?
Потом он поднял руки к небу и стал совершать намаз:
— О всемогущий Аллах! Если эта девушка — шайтан, сожги ее, но, если она действительно девушка, повели ей, чтобы она стала моей, моим счастьем!
У муллы под изголовьем лежал Коран. Он вытащил его и стал читать. По Корану вышло, что это на самом деле девушка и что Аллах смилостивился и прислал ее для муллы.
Мулла положил Коран, подошел к девушке и обнял ее. Тут он подумал: «Видно, так было суждено, что Аллах прислал мне такую красавицу!» — и хотел было поцеловать девушку в щеку, по вместо щеки губы его коснулись холодного дерева.
— Аллах! Сжалься надо мной! Что я вижу?! — закричал мулла. Он зажег спичку, посмотрел и видит: перед ним стоит деревянная разодетая фигура. Мулла подумал: «Наверное, это сделали мои товарищи: плотник вырезал эту девушку из дерева, портной одел ее, золотых дел мастер сделал для нее золотые вещи, что же я теперь должен сделать?» Думал мулла, думал, и, пока додумался, прошло три часа. Оставался еще один час. За это время мулла решил оживить девушку. Он стал молиться, чтобы Аллах вложил в нее душу. Пока он молился, истекли все четыре часа. Наступил рассвет. Девушка ожила. Она стала чудной красавицей.
В этот миг все, кто спал, проснулись, как будто их кто-то толкнул. Мулле это не понравилось. Он думал, что товарищи еще будут спать, а он возьмет девушку и уйдет. Но теперь уже делать было нечего.
Товарищи собрались в круг и начали спорить, кому из них принадлежит девушка. Плотник сказал:
— Она принадлежит мне! Что общего вы с ней имеете?
— Нет, она принадлежит мне! — сказал портной. — Ты ведь только и сделал, что вырезал из дерева эту фигуру. Ты мог бы ее куда-нибудь забросить. А я сшил девушке платье — я непременно ее возьму.
Тогда золотых дел мастер сказал так:
— Кто сделал фигуру из дерева, мог бы ее выбросить и уйти. Кто сшил платье, мог бы положить его в сумку, перекинуть сумку через плечо и тоже уйти. Я сделал ей золотые вещи — она принадлежит мне!
— Все это глупости! — возразил мулла. — Кто сделал фигуру из дерева, мог бы ее забросить и уйти. Кто сшил платье, мог бы положить его в сумку, перекинуть ее через плечо и уйти. Кто сделал золотые вещи, мог бы положить их в сумку, сумку перекинуть через плечо и тоже уйти. Но я вложил в нее душу, она принадлежит мне, вы не имеете права оспаривать ее у меня! — и мулла, обхватив девушку рукой, стал рядом с ней.
Но товарищи пригрозили ему: «Мы убьем тебя!»
Так и не смогли они мирно кончить спор. Порешили пойти в первое попавшееся по дороге сельское правление, чтобы там разобрали их дело. Все они обещали выполнить решение сельского правления.
Так и сделали: зашли в правление, рассказали о своем споре и пообещали: «Мы согласимся с вашим решением!»
Спор разобрали. Правление нашло, что девушка должна принадлежать мулле. Ему отдали девушку. Мулла взял ее и пошел домой.
источники

Тип: EbBo 290 = AaTh 945—IIb.
Варианты: Dirr, (152f.) № 31; Kt 45; Da 464—466; Tietze — Df № 48; Na 28; Ba II № 65; At III № 100; Lb № 65; Dr 94; 152; Lh 11—15; Tu 109—119.
Для Кавказа У. Мазингом зарегистрированы 12 вариантов, однако они не изложены как самостоятельные рассказы, что и в Турции встречается редко.
Публикуемый текст восходит к турецкой нормальной версии, где вместо трех лиц (плотника, портного и духовного лица) могут встречаться и четыре (+ золотых дел мастер).
На Ближнем Востоке сюжет обособился и рассказывается как веселый анекдот или как «сказка», между тем исконно это притча для пояснения высоких теософских истин. В этом понимании сюжет бытовал у исмаилитов Средней Азии, преимущественно в рукописях мистиков. (Эти сведения любезно сообщал автору А. Е. Бертельс.)

Абхазские народные сказки М.: "Наука", 1974. С. 389—391.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

haru_no_ame: (Default)
haru_no_ame

July 2012

M T W T F S S
      1
2345678
9 101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 23 September 2017 23:46
Powered by Dreamwidth Studios