haru_no_ame: (Default)
[personal profile] haru_no_ame
Теляковский В.А. Дневники 1909-1913 гг.

1909 год

5 сентября.
Сегодня в 2 часа дня состоялся конкурсный экзамен на 1 курс драмы в Театральном училище. Всего было подано 112 прошений (69 женщин и 33 мужчины). Приняты конференцией 10 женщин и 10 мужчин, а именно: Абрамова , Крестова, Литвинова, Лосева , Масловская , Патрон , Сибирайская, Фридлейн , Ястребова и Больцани , из мужчин: Афанасьев , Барбанинов, Белицкий, Знаменский , Зацкой , Иванов (Николай) , Преображенский , Чернышев , Шестопалов, Мосдорф , Отдельнов. Вообще, новый курс производит довольно хорошее впечатление.

1910 год

17 сентября.
Оказывается, Миклашевский, которого я прочил в секретари Александринского театра, влюблен в Патрон, находившуюся у нас на курсах и прошлую весну исключенную. Теперь Крупенский просит ее принять ради Миклашевского!!!
4 октября.
Ко мне заходил сегодня Голицын и сообщил мне следующие даты конференций в Училище. Озаровский обратился к г-же Патрон и поздравил ее с тем, что исключенных прошлый год возьмут обратно, ибо Директор опять собирает конференцию. Удивительная бестактность Озаровского.
5 октября.
В 3 часа у меня была конференция в Театральном училище. Рассматривались вопросы стипендии, освобождения от платы, рассмотрение нужд Училища в смысле перемены и пересмотра программы и так же рассмотрение прошения, поданного учащимися о приеме обратно уволенных прошлый год 6 учеников и учениц, не посещавших лекции. После многих дебатов решено было просьбу их отклонить, ибо все преподаватели научных предметов были против их обратного приема. Но тут-то и начался невероятный скандал, скандал, какого еще не было в стенах Училища. С двумя воспитанницами (Патрон) сделалась истерика, воспитанники попадали на пол. Словом, разыграна была невероятная комедия. Когда я выходил, ко мне обратилась г-жа Патрон с вопросом, приняли ли их — лицо было совершенно сумасшедшей и истеричной женщины. Затем, когда я входил в квартиру Крупенского, ученики и ученицы бросились туда, умоляя их оставить в Училище. Я вызвал некоторых не успевших еще уйти преподавателей и, обсудив вопросы — во избежание дальнейших скандалов — (взяв слово с Морозова и Голованя, что они не уйдут в отставку), просить Министра разрешения держать им через месяц еще один экзамен и тогда их взять обратно. Миклашевский забежал в спальню Крупенского и умолял его помочь делу.
30 октября
Это поведение наших курсисток вроде г-жи Патрон и К° — явление еще новое и совершенно небывалое. Еще на школьной скамье они уже ведут себя невозможно, и до меня, Директора, доходят жалобы, о которых я сначала и не слыхал — на лекции не ходят, делом не занимаются, а в театр идут, как к себе домой, не стесняясь делать истории с административным персоналом.

1911 год

2 октября.
Оказывается, все противники Дирекции объединяются в театре барона Дризена. Не принятый к нам Миклашевский, ушедшая Патрон (и играющая теперь у Озаровского в Китайском театре), все это будет играть у барона Дризена в Старинном театре. Режиссирует Евреинов , тот самый, который говорил речи на вечерах барона Дризена и которого я, к счастью, не разрешил Котляревскому брать режиссером в Михайловский театр.
24 ноября.
1) Присутствовал сегодня в Соляном городке на генеральной репетиции Старинного театра барона Дризена. Давали испанскую пьесу . Главное впечатление, вынесенное мною из этого спектакля, была чрезвычайная скука и мертвечина. Кроме того, состав артистов был очень слаб, и многие так говорили, что нельзя было понять слов. Вообще, вся эта затея — мертворожденный ребенок. Возврата к старому нет, и не может публика интересоваться старинным театром. Это может быть лишь иллюстрацией к истории театра, но не может волновать современное общество. Кроме того, руководить таким делом должен образованный и чуткий человек, а не барон Дризен, читающий лекции об Обераммергау. Режиссер Миклашевский также лучше ухаживает за Л. Патрон, чем ставит пьесы.
13 декабря.
Как я был прав, заявив Крупенскому, чтобы мне после истории III курса Озаровского в прошлом году не поминали бы даже имени Миклашевского, ибо его я никогда не возьму в Александринский театр. Теперь он режиссером у барона Дризена в Старинном театре и, конечно, заварил историю, очень некрасивую, из-за своей любовницы г-жи Патрон.
14 декабря.
В Старинном театре у барона Дризена уже произошло несколько историй. На одну из ролей была приглашена Ильинская (бывшая Молчанова) , когда все репетиции прошли, ей посоветовали не играть, говоря, что Савина готовит ей демонстрацию как бывшей жене Молчанова. На поверку оказалось, что маневр этот был необходим, чтобы роль передать Патрон Миклашевского.


Мгебров А. А. Жизнь в театре
Т. 2. Старинный театр. Театральная лирика предреволюционной эпохи и Мейерхольд.

СТАРИННЫЙ ТЕАТР
В моем букете недостает еще двух женщин нашего театра, его основных артистических фигур, — Людмилы Патрон и Виктории Чекан.
Людмила Патрон — роскошной, исключительной красотой походила на женщин тициановской кисти; огненная шапка ее волос, сверкающее нежной белизной лицо, ее пышная фигура, утонченные красивые руки, все напоминало в ней женщин эпохи Возрождения, и красота ее настолько бросалась в глаза, что за ней больше ни о чем не хотелось думать... Патрон играла центальную роль в "Благочестивой марте" Тирсо де Молина. Хорошо ли играла она? — я затрудняюсь сказать, но она блистала в этой роли, как и в жизни, своею поразительной внешностью.

Старк Э.А. (Зигфрид). Старинный театр. Пб.: Третья стража, 1922 г.

«Благочестивую Марту» ставил К. М. Миклашевский — и совершенно напрасно, потому что, будучи очень образованным, интеллигентным человеком во всеоружии вкуса и таланта, К. М. Миклашевский не обладал специальными данными для режиссерского дела. ... веселая комедия веселого монаха превратилась у него в нечто нестерпимо-скучное. Куда девался смех, куда исчезло испанское солнце? «Благочестивую Марту» представили так, как ее разыгрывали актеры бедной бродячей труппы. До известной степени это явилось повторением «Фуэнте Овехуна» с тою разницей, что там богатая труппа играла на городской площади, а здесь бедная — во дворе дома. Но это еще ничего, тем более, что внешне оно было интересно. По эскизу князя Шервашидзе был воспроизведен прелестный двор «венты» (постоялый двор), при удачной планировке сцены прямым углом от зрителя, причем левую сторону угла составляет стена дома, а правую — высокий каменный забор; между этим забором и навесом первого этажа сооружен на бочках помост; под навесом столики и за ними посетители таверны; несколько подальше музыканты; таким образом показаны были не только представление, но и смотрящая его публика, которая вела себя соответствующим образом: после одного номера танцев два посетителя, доселе мирно попивавшие вино, вступили между собою в драку из-за танцовщицы. Весь фон, все, не имевшее прямого отношения к Тирсо де Молина, было воспроизведено хорошо, Но самое исполнение комедии совершенно не удалось. Прежде всего в нем не было никакого темперамента. Как же поверить, что перед вами испанские актеры играют пьесу испанского писателя? Общий тон взят слишком тягучий; кипучая живость отсутствовала и в движениях, и в диалогах; ни о чем специально испанском не было и помина; была просто плохая игра даже без особенной вины со стороны актеров, потому что они же в «Фуэнте Овехуна» играли гораздо лучше. Там был выдержан определенный стиль, чем и осуществлена поставленная задача. Здесь не было стиля и ничего не достигнуто, если не считать отрицательного результата: полного освобождения испанского театра от присущей ему красочности.
С одной стороны, тут, конечно, виновата недостаточная опытность режиссера. С другой же, — неуспех постановки, т. е. главным образом исполнения, может быть отнесен на счет того обстоятельства, что главную роль вела артистка Ильинская-Молчанова; прошло 25 репетиций, когда обнаружилось, что она совершенно не усвоила того тона, который мог быть характерен для бродячей труппы, пришлось спешно заменить ее другой артисткой, которая и вступила в спектакль без достаточного количества репетиций.
Три действия «Благочестивой Марты» шли без перерыва. В промежутке между действиями были танцы. Пела и танцевала сначала хитана, потом две танцовщицы, наконец одна. Все плясали отлично, с большим огнем; последняя же кроме того весьма выразительно иллюстрировала книгу Евреинова «Нагота на сцене», к великому торжеству последнего, ибо в ее обнажении, хотя и очень значительном, не было решительно ничего шокирующего. Буржуазные моралисты, впрочем, конечно, остались при своем мнении.

Старинный театр. "Благочестивая Марта" Тирсо де Молина. Премьера состоялась 30 ноября 1911 г.

Фотография взята отсюда. Там же можно увидеть другие фотографии постановок Старинного театра.

Весь Петербург 1915 г.

Патронъ-Грабовская Людм[ила] Ник[о]л[аевна]. Торговая 28. Т 67190.

Дом 28 по улице Торговой Карейша, Сергей Демьянович Упр. Карейша Георгий Сергеевич

В 1916 и 1917 г. живет там же. В справочнике за 1923 г. нет ни Патрон, ни Грабовской.

Profile

haru_no_ame: (Default)
haru_no_ame

November 2021

M T W T F S S
1234567
891011 121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 23 April 2025 12:23
Powered by Dreamwidth Studios